Положение образовательных программах дополнительного образования

Муниципальное автономное
дошкольное образовательное
учреждение
Детский сад № 27 «Чебурашка»

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МАДОУ Детский

дик»
202
Е

Приказ № -ОД
от 15.12.2022 г.

сад №27

В.Н. Бажина

ПОЛОЖЕНИЕ
об образовательных
программах дополнительного образования
Муниципального

автономного дошкольного образовательного
учреждения Детский сад № 27 «Чебурашка»

ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
Протокол №2
от 08.12.2022

г.

Чайковский, 2022

1.

Общие положения

Настоящее Положение разработано в
соответствии с Федеральным
Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012
г. «Об образовании в Российской
Федерации», Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации №
196 от 9 ноября 2018
г «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»
изменениями на
сентября 2020 года,
Уотавом дошкольного образовательного
учреждения.
1.2. Данное Положение
определяет основные цели, задачи и структуру
ниррграммы дополнительного образования детей в
ДОУ, регламентирует
организацию деятельности, порядок принятия и
утверждения дополнительной
пррграммы,
порядок
на
приема
обучение
по
дополнительным
образовательным программам,
устанавливает требования к оформлению
пррграммы, права и обязанности педагога дополнительного
образования, а
также контроль, документацию и отчетность.
1.3. Дополнительное образование
это целенаправленный процесс воспитания
и обучения посредством
реализации дополнительных образовательных
пр грамм, оказания дополнительных образовательных
услуг за пределами
осн ОВНЫХ образовательных
программ в интересах человека, общества,
государства.
1.4
Дополнительное
образование
воспитанников
ДОШКОЛЬНОГО
обр азовательного учреждения
направлено
развитие личности, ее мотивации
к познанию и творческой деятельности.
1.5 Дополнительное образование
в ДОУ осуществляется в соответствии со
сле дующими принципами:
вободный выбор воспитанниками дополнительных
образовательных
пра грамм в соответствии с их интересами, склонностями и
способностями;
многообразие
дополнительных
образовательных
программ,
удовлетворяющих разнообразные интересы детей;
непрерывность
дополнительного
образования,
преемственность
дополнительных образовательных программ, возможность их
сочетания,
кор рекции в процессе освоения;
психолого-педагогическая
поддержка
индивидуального развития детей;
°
творческое сотрудничество педагогических работников и воспитанников
дошкольного образовательного учреждения, сохранение физического
и
псикического здоровья детей.
1.6. Дошкольное
образовательное учреждение организует реализацию
допрлнительного образования (далее - кружков и секций) в целях наиболее
полного удовлетворения образовательных потребностей
воспитанников и их
родителей (законных представителей).
В.Т. Занятия в
кружках не могут быть организованы взамен или в рамках
осн вной
образовательной
деятельности (основных
образовательных
программ), могут осуществляться на платной и бесплатной
основе.
1.8. Руководство деятельностью
кружков возлагается на специалистов и
воспитателей, которые определены в приказе заведующего
дошкольным
образовательным учреждением.

с

30

-

на

1.2.

Данное Положение
распространяется на педагогов дошкольного
образовательного учреждения,
осуществляющих дополнительное образование
воспитанников, а также на членов администрации,
выполняющих функции
кантроля качества реализации дополнительных образовательных
программ.
1.10. Программа составляется
педагогическим работником дошкольного
образовательного учреждения. Контроль полноты
и качества реализации
Программы осуществляется
заведующим
и
старшим
воспитателем
дошкольного образовательного учреждения.

—
и

Основные цели
задачи программы дополнительного образования
2.1. Основной целью программы
дополнительного образования является
— формирование
единого образовательного пространства ДОУ
повышения
качества образования и реализации процесса становления
личности в
разнообразных развивающих средах.
2.2. Дополнительная программа должна быть
направлена на решение
ь>

.

для

следующих задач:
®
формирование

и

развитие творческих способностей воспитанников;
Удовлетворение
индивидуальных
потребностей
воспитанников в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
»
формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни,
укрепление здоровья воспитанников;
>
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
трудового воспитания детей;
_ выявление, развитие и
поддержку талантливых воспитанников, а также
детей, проявивших выдающиеся способности;
?
создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепление здоровья;
®
социализацию
и
адаптацию
воспитанников
дошкольного
образовательного учреждения
жизни в обществе;
формирование общей культуры воспитанников;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых
за
федерального
пределами
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
7
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
2.3. Содержание программы дополнительного образования
должно
соответствовать:
®

|

к

—| достижениям
развития науки, техники,
культуры,
технологий и социальной сферы, российским традициям.
—| соответствующему
уровню общего образования —

образование;

экономики,

дошкольное

Г

Направленностям
дополнительных
общеразвивающих
программ
(технической,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной,
художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической);
современным образовательным технологиям, отраженным в
принципах
обучения
(индивидуальности,
доступности,
преемственности,
результативности).
2.4. Приоритеты:
о
организация
образовательного
обеспечивающего
пространства,
гармоничное
развитие
личности
воспитанников
дошкольного
образовательного учреждения;
о
активизация творчества педагогических работников с помощью
стимулирования педагогического поиска;
о
коррекция и формирование физически и психически здоровой личности;
о
развитие у ребенка интереса к произведениям национального искусства
с целью ознакомления
духовной культурой народов Российской Федерации.
2.5.Ожидаемые результаты:
тичность воспитанника ДОУ, адаптированная к взаимодействию с внешней
редой, к обучению в общеобразовательной школе, вобравшая в себя
овокупность всех формируемых качеств и умений;
" личность,
интересующаяся достижениями мировой культуры, российскими
Традициями, культурно-национальными особенностями региона;
" Личность
ребенка, проявляющая
любознательность,
стремящаяся к
цознанию и творчеству, ориентированная на интеллектуальное и духовное
развитие;
" Личность ребенка,
психически и физически здоровая, эмоционально
благополучная.

1

с

3. Организация деятельности
Занятия в кружках и секциях проводятся
более двух раз в неделю во
втарой половине дня, не допускается проводить занятия кружков и секций за
счет времени, отведенного на прогулку
дневной сон.
3.2. Для оказания дополнительных услуг в ДОУ создаются необходимые
условия в соответствии с действующими санитарными правилами
нормами
(СанПиН), требованиями по охране труда педагогических работников и
безопасности здоровья детей.
3.3. В начале каждого учебного года во всех группах детского
сада
проводится подготовительная работа по изучению спроса родителей
(законных представителей) на разные виды дополнительных бесплатных
услуг, рекламная деятельность, показ открытых мероприятий.
34. Запись в кружки и секции проводиться по выбору детей и согласуется с
их родителями (законными представителями).
3,5. Продолжительность образовательной деятельности в кружках и секциях
определяется в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на
детей дошкольного возраста. Их проводят:
1) для детей 3-4 года - не более 15 мин.
1
занятие в неделю;
2) для детей 4-5 лет
не более 20 мин. 2 занятия в неделю;
о

не

-1.

и

-

-

и

5-6

3) для детей
лет - не более 25 мин. 2 занятия в
неделю;
4) для детей 6-7 лет
не более 30 мин. 3 занятия в
неделю;
3.$. Направления
деятельности кружков и секций определены
Уставом
дошкольного образовательного
учреждения.
Определены
следующие
направления:
3.6.1. Художественно-эстетическое
направление

-

-

—
Вадачи:
®

®

®

®

®

®

®

®

развивать у детей эстетическое восприятие;

формировать эстетической
культуру и вкус, интерес и любовь к
высокохудожественным произведениям искусства.
развивать художественно-эстетические способности
детей;
формирование способности произвольно
пользоваться полученными
представлениями,
окружающими
особые
В
проявления
художественно-эстетической области, активно
переживать музыку,
чувствовать
эмоциональную
выразительность
произведений изобразительного искусства;
развитие интереса к образцам национального
искусства с целью
ознакомления
духовной культурой других народов;
приобщение
народному, классическому и современному искусству,
формирование интереса и любви к пению и
изобразительному
искусству,
развитие
способностей
творческих
воспитанников
дошкольного образовательного учреждения;
формирование умения использовать
полученные знания и навыки в
быту, на досуге и в творческой
деятельности;
создание
социально-культурной
пространственной развивающей
среды,
способствующей
эмоциональному
благополучию
воспитанников; организация выставок работ, композиций,
концертов
и выступлений детей и родителей (законных
представителей)
воспитанников.

с
к

3.6.2. Физкультурно-спортивное
направление
Деятельность этого направления строиться на основе
интерссов детей и
родителей (законных представителей) и включает всевозможные
направления
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Посещение
детьми
секций
физкультурно-спортивного
направления
способствует
укреплению их здоровья, повышению работоспособности,
выносливости,
гибкости, силы, быстроты, ловкости, повышению
нравственных качеств.
Основная цель деятельности
спортивных секций этого направления воспитание у детей ДОУ устойчивого интереса и потребности
к
систрматическим занятиям физкультурой, спортом, к
здоровому образу
ЖИЗНИ.

Задачи:

°

°
°

и

укрепление
сохранение здоровья с помощью систематических занятий
в спортивных секциях;

организация здорового досуга детей и родителей;
проведение спортивных соревнований, физкультурных праздников;

®

динамический контроль основных двигательных и коммуникативных

качеств.
3.6.3. Познавательно-развивающее направление
Основная цель деятельности кружков познавательного
направления создание и внедрение системы мер, ориентированных на ценности
отрчественной и мировой культуры современного общества. Деятельность
кружков в рамках познавательного направления предполагает основные
задачи:
формирование творческого начала в системе познавательного развития
дошкольников;
®.0 беспечение коммуникативной компетенции в
межкультурном общении и
взаимодействии в процессе освоения родного языка, его культуры;
° п овышение
нравственных качеств, воспитание любви к Родине, к родному
краю.
3.6.4. Социально-коммуникативное направление
3.7. В рекламную деятельность включается доведение до родителей
(за конных представителей) достоверной информации
целях
работе детских
в
жков
детском саду. Информация содержит следующие сведения:
кр
®
уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных
образовательных программ
сроки их освоения;
®
перечень дополнительных образовательных услуг;
®
перечень лиц, непосредственно оказывающих дополнительные услуги.
3.8. Заведующий ДОУ издает приказ об организации дополнительных
образовательных услуг. Данные услуги включаются в годовой план работы
дошкольного образовательного учреждения. Приказом утверждаются:
О кадровый состав и его функциональные обязанности;
2) перечень дополнительных услуг и порядок
предоставления;
3)
рабочая программа
образования,
дополнительного
включающая
пе] рспективно-тематическое
на
основе
планирование
соответствующих
пр ограмм и методик.
3.9 В рабочем порядке заведующий рассматривает и утверждает:
м

о и

и

их

.

О расписание занятий;
2) при необходимости, другие документы.
3:1 0.

Дополнительные услуги определяются на учебный год, зависят от
зат росов детей
их родителей (законных представителей).
1.
3.1
Дополнительные услуги оказываются в нерегламентированное время во
вт рую половину дня (после сна). Место оказания услуг определяется в
со тветствии с расписанием в групповых комнатах, в специально отведенных
дл т дополнительных услуг кабинетах, музыкальном, спортивном залах.
3.1 2.
Комплектование
педагогом
дошкольного
кружков
проводится
образовательного учреждения. Численный состав воспитанников не
регламентируется.
3.13. Наполняемость групп в ДОУ для дополнительных занятий определяется
вс рответствии с видом дополнительной услуги.

и

3 ‚14.

занятий предоставляемого дополнительного образования не
дфлжно
дублировать
образовательную
программу
дошкольного
образовательного учреждения, должно
строиться с учетом возрастных и
индивидуальных
особенностей
воспитанников.
8: 5. Занятия начинаются
не позднее 01 октября и заканчиваются в
с оответствии с выполнением программ
планов, рассмотренных
заседании
педагогического
совета ДОУ, реализующих программу дошкольного
об разования, и утверждённых
заведующим дошкольным образовательным
учреждением.
3 -16. Сетка занятий
составляется администрацией ДОУ и предусматривает
учёт возрастных особенностей воспитанников, пожеланий
родителей и
установленных санитарно-гигиенических норм. Сетка занятий утверждается
заведующим
дошкольным
образовательным
учреждением.
3 -17. Каждый воспитанник
дошкольного образовательного учреждения имеет
право заниматься в нескольких кружках и менять их по желанию.
3 -18. При
проведении занятий необходимо соблюдать правила охраны труда,
п ожарной безопасности, санитарно-гигиенические требования,
своевременно
проводить с воспитанниками инструктаж по охране труда и безопасности
жизнедеятельности.
3 .19. Педагоги работают в
тесном контакте с родителями воспитанников и
проводят:
У родительские собрания;
У социальные опросы;
У анкетирование родителей;
У открытые занятия.
Содержание

—
и

на

3 .20.

Вопросы, касающиеся деятельности по дополнительному образованию
детей, выполнения программы дополнительного образования обсуждаются на
Педагогическом совете, а также на Родительском комитете дошкольного
образовательного учреждения.
4,

Порядок приема на обучение по дополнительным образовательным
программам

На дополнительные образовательные услуги зачисляются воспитанники с
3 др 7 лет.
4.2} Прием на
дополнительные образовательные услуги по дополнительным
образовательным программам
осуществляется без процедур отбора.
4
целью проведения организованного приема на дополнительные
обр азовательные услуги по дополнительным образовательным
программам
ДОУ размещает на информационном стенде, на официальном сайте
информацию о кружках, секциях, работающих
текущем учебном году.
4.1!

ЕС

в

Структура программы дополнительного образования
Структура программы выглядит следующим образом:
5.

5

-

1]

Титульный лист;

-

Пояснительная записка;

-

Перспективный

план,

учебно-тематический план.

рганизационно-педагогические условия.
5.2. На титульном
листе Рекомендуется указывать:
°
-

Полное наименование дошкольного образовательного
учреждения;
где, когда и кем утверждена программа;
°
название программы;
°
возраст детей;
°
срок реализации программы;
. а ИО, должность автора (-ов)
программы;
°
название города, населенного пункта, в
котором реализуется программа;
°
год разработки программы.
5.3 В пояснительной записке
к программе следует раскрыть:
°
направленность программы;
°
актуальность, педагогическую целесообразность;
° Ц РЛЬ И
задачи программы;
5.4 Цель программы — предполагаемый
результат образовательного процесса,
кк оторому должны быть направлены все усилия педагога и воспитанников.
5.5
Конкретизация цели
в
проходит
ходе
определения
задач
(об разовательных, развивающих,
воспитательных) — путей достижения цели.
Он й должны соответствовать
содержанию и методам предлагаемой
деятельности.
°
календарный учебный график;
.ф рмы режим занятий;
*
планируемые результаты.
5.6. Оформление
перспективного плана программы по дополнительному
образованию может быть представлено как
краткое описание тем
(тефретических
практических видов занятий).
3.7. Организационно-педагогические
условия
5:7 [. В этом разделе намечаются
пути решения программных задам.
Описываются
методические
приемы,
методы
работы
с
детьми.
Диагностический инструментарий.
5.7.2. Формами проведения кружковой
деятельности могут быть: НОД,
игровые образовательные ситуации, беседы, встречи, экскурсии,
игры,
праздники,
викторины,
выставки,
и
концерты
др.
5.7.3. Приводится список рекомендуемой и
используемой литературы.
Укавываются: Ф.И.О. автора, заглавие,
подзаголовок, составитель, редактор,
художник, место издания, издательство, год издания, иллюстрации.
5.7.4. Методическое обеспечение
программы дополнительного образования
(разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов и т.д.); рекомендаций
по проведению практических работ, дидактический
игровой материалы.
°

‚

и

и

и

-

6. Требования к оформлению
программы
6.1. Набор текста производится в текстовом
редакторе Мсгозой У\/от4 с одной
сторонылиста формата А4, тип шрифта: Тииез Ме\и Вотан, размер — 12 (14)
ПТ.
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся,

выравнивание по ширине.

6.3. Страницы
программы дополнительного образования
нумеруются,
титульный лист считается
первым,
но
не
подлежит
нумерации.
6.4. Список
литературы строится в алфавитном порядке,
указанием названия
издательства, года выпуска.

с

—
7.

Порядок принятия

и утверждения дополнительной
программы
Программа дополнительного
образования
воспитанников
ДОУ
обновляется ежегодно, согласовывается
7.1.

на Педагогическом совете ежегодно,
Утверждается
приказом
заведующего
дошкольным
образовательным
учреждением.
7.2. На титульном листе
должны присутствовать гриф о
рассмотрении
пррграммы на Педагогическом совете с указанием
номеров протоколов
даты
рафсмотрения, гриф об утверждении программы
заведующим детским садом
со |ссылкой на приказ по учреждению
(номер приказа и дата подписания
приказа).

и

8.

Права

и обязанности педагога дополнительного
образования
Педагог дополнительного образования в ДОУ
обязан:

8.1,

Г

разрабатывать программу дополнительного образования.

вести табель и учет посещаемости
воспитанников;
проводить
мониторинг
освоения
программы
дополнительного
образования
воспитанниками
дошкольного
образовательного
учреждения;
? взаимодействовать
работе
родителями (законными представителями)
ребенка;
осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики
выбранного
вида деятельности; предоставлять ежегодные отчеты о
результатах
освоения рабочей программы по своему
направлению, об используемых
методах, приемах обучения
воспитания, образовательных технологиях
(в форме презентаций, концертов,
выставок, открытых мероприятий и

в

с

Т

и

др).

соблюдать права и свободу воспитанников ДОУ,
содержащиеся в
Федеральном Законе «Об образовании в Российской
Федерации»,
Конвенции о правах ребенка.
*
обеспечивать охрану жизни и
здоровья воспитанников, выполнять
правила
и
нормы
охраны труда, пожарной безопасности.
8:2. Имеет право:
° в
рабочем порядке вносить коррективы в
программу дополнительного
образования;
°
Участвовать в деятельности методических объединений и
формах
методической работы, представлять опыт своей работы в СМИ.других
813. Работу по
программам дополнительного образования педагоги строят
в
(соответствии
со
следующими
дидактическими
принципами:
*

создание непринужденной обстановки, в которой
ребенок чувствует себя
комфортно, раскрепощено.
°
це лОСТНыЫЙ подход к решению педагогических
задач:
° Обогащение
воспитанников ДОУ эмоциональными впечатлениями
через
игровую деятельность, рисунок, пение, слушание
музыки, двиг ательную и
театрализованную деятельность;
претворение полученных впечатлений в самостоятельной
игровой
деятельности;
*
прложительная оценка деятельности детей дошкольного
образовательного
учреждения.
° п
ддержка инициативы воспитанников.
°
совместное обсуждение достижений
воспитанниками, родителями в ходе
реализации программы
*

с

9.
}.1.

с

Контроль

Контроль осуществления дополнительного образования
в ДОУ
ВЫП олняется
заведующим дошкольным образовательным учреждением в
соответствии с планом контрольной деятельности.
о ый.
Самоанализ проводится руководителем
дополнительного образования
вк нце учебного года, заслушивается на итоговом педагогическом совете,
оформляется в виде отчета с использованием графических
материалов и
фотрматериалов.
9 3: Результаты
контроля оформляются в виде справки и освещаются на
педагогическом совете детского сада, совещаниях
при заведующем,
засе даниях методического совета.
10. Отчетность

Р уководители кружков
представляют:

от неты о работе кружков, секций, творческих достижений
воспитанников,
ПОЛ ый анализ деятельности на
методических мероприятиях дошкольного
обра зовательного
учреждения
(один
в
раз
год);
°
выставки
организуют
работ, праздники, представления, соревнования,
презентации;
рганизуют творческие
отчеты
перед
(законными
родителями
пред ставителями) воспитанников
®

Заключительные положения
|.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании
является
локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом
11.

1

совете,
утве рждается
приказом
заведующего
дошкольным
образовательным
учреждением.
.2. Все изменения и дополнения, вносимые
в настоящее Положение,
оформляются
в
письменной
форме в
соответствии
действующим
законодательством Российской Федерации.
1

11.3.

Положение принимается на
неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в
порядке, предусмотренном п.11.1
нартоящего Положения.

пунктов и разделов) в новой редакции
предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».