Приказ МОН_Положение по наставничеству 2022

Об утверждении Положения
о наставничестве для педагогических
работников образовательных
организаций Пермского края,
осуществляющих образовательную
деятельность по реализации
основных и дополнительных
общеобразовательных программ
и образовательных программ
среднего профессионального
образования
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов
национальной системы профессионального роста педагогических работников
Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»,
Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой
модели) наставничества педагогических работников в образовательных
организациях, направленных совместным письмом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № АЗ-1128/08 и
Профессионального союза работников народного образования и науки
Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 657,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Утвердить
прилагаемое
Положение
о
наставничестве
для педагогических работников образовательных организаций Пермского края,
осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и
дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ
среднего профессионального образования.
2.
Руководителям образовательных организаций, подведомственных
Министерству образования и науки Пермского края, руководствоваться в
работе настоящим приказом.
3.
Директору
государственного
автономного
учреждения
дополнительного профессионального образования «Институт развития

2
образования Пермского края» Шубину С.В. обеспечить в течение пяти рабочих
дней со дня вступления в силу настоящего приказа разработку и утверждение
плана (дорожной карты) по внедрению и реализации наставничества для
педагогических работников образовательных организаций Пермского края.
4.
Рекомендовать
исполнительно-распорядительным
органам
муниципальных и городских округов Пермского края, осуществляющим
муниципальное управление в сфере образования, обеспечить внедрение и
реализацию наставничества для педагогических работников в соответствии с
Положением
о
наставничества
для
педагогических
работников
образовательных
организаций
Пермского
края,
осуществляющих
образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ и образовательных программ среднего
профессионального образования, утвержденным настоящим приказом.
5.
Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя
министра образования и науки Пермского края Н.Е. Звереву.
6.
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального
опубликования.

И.о. министра

А.М. Парфенова

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
образования и науки
Пермского края
от
№
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве для педагогических работников образовательных
организаций Пермского края, осуществляющих образовательную
деятельность по реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ и образовательных программ среднего
профессионального образования
I.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, формы и порядок
осуществления
наставничества
для
педагогических
работников
образовательных
организаций
Пермского
края,
осуществляющих
образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ, и образовательных программ среднего
профессионального образования (далее – наставничество педагогических
работников).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019
г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы
профессионального роста педагогических работников Российской Федерации,
включая национальную систему учительского роста» (в редакции от 20 августа
2021 г. № 2283-р);
Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы
(целевой
модели)
наставничества
педагогических
работников
в образовательных организациях, направленных совместным письмом
Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 г.
№ АЗ-1128/08 и Профессионального союза работников народного образования
и науки Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 657.
1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным
за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает
новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается
предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные

2
затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации или учреждения из
числа ее социальных партнеров (другие организации, осуществляющие
образовательную
деятельность;
учреждения
культуры
и
спорта,
дополнительного профессионального образования, предприятия), который
отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества
через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой
находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной
деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая
описание форм и видов наставничества, участников наставнической
деятельности, направления наставнической деятельности и перечень
мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных
затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
1.4. Основными принципами реализации наставничества педагогических
работников являются:
принцип научности – применение научно-обоснованных методик
и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
принцип системности и стратегической целостности – разработка
и реализация практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном,
региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
принцип легитимности – соответствие деятельности по реализации
программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе;
принцип обеспечения суверенных прав личности – приоритет интересов
личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального
и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение
к личности наставляемого и наставника;
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности
в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
принцип аксиологичности – формирование у наставляемого и наставника
ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения
к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;

3
принцип личной ответственности – ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности (куратора, наставника, наставляемого)
к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору
коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
принцип индивидуализации и персонализации наставничества –
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
принцип равенства – наставничество реализуется людьми, имеющими
равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе
наставничества.
1.5. Участие в наставничестве не должно наносить ущерба
образовательному
процессу
образовательной
организации.
Решение
об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных
обязанностей
для
участия
в
мероприятиях
плана
реализации
персонализированной программы наставничества принимает руководитель
образовательной организации в исключительных случаях при условии
обеспечения
непрерывности
образовательного
процесса
в образовательной организации и замены их отсутствия.
II. Цель и задачи наставничества педагогических работников
2.1. Цель наставничества педагогических работников – обеспечение
непрерывного
профессионального
роста
и
профессионального
самоопределения педагогических работников образовательных организаций
общего и среднего профессионального образования Пермского края,
самореализации и закрепления в профессии, включая молодых педагогов.
2.2. Задачи наставничества педагогических работников:
содействовать повышению правового и социально-профессионального
статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод
наставляемых;
оказывать помощь в формировании региональной цифровой
информационно-коммуникативной среды наставничества и внедрении
административно-управленческих (вертикальных) методов и недирективных
(горизонтальных) инициатив;
оказывать методическую помощь в реализации различных форм
и видов наставничества педагогических работников в образовательных
организациях Пермского края;
способствовать формированию единой системы научно-методического

4
сопровождения педагогических работников и развитию стратегических
партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном
и внеинституциональном уровнях;
содействовать созданию в образовательных организациях Пермского края
психологически комфортной образовательной среды наставничества,
способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого
потенциала
педагогов
путем
проектирования
их
индивидуальной
профессиональной траектории;
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов
в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования
современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий
путем внедрения разнообразных, в том числе сетевых и дистанционных форм
наставничества;
содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров, в том числе молодых педагогов;
оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям
осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной
организации, ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также
в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении
должностных обязанностей;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний
и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
ускорять процесс профессионального становления и развития педагога,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
развитие
их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять
возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой
должностью;
содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
соответствующего
профессионально-этическим
принципам,
а
также
требованиям, установленным законодательством;
знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы
и работы в коллективе, направленными на развитие их способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные
обязанности, повышать свой профессиональный уровень.

5
III. Формы наставничества педагогических работников
В образовательных организациях, расположенных на территории
Пермского края, применяются разнообразные формы наставничества
педагогических
работников
(«педагог
–
педагог»,
«руководитель
образовательной организации – педагог», «работодатель – студент
педагогического вуза/колледжа», «педагог вуза/колледжа – молодой педагог
образовательной организации», «социальный партнер – педагог»). Применение
форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной
программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных
затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы
наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе
в зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма
организации
наставничества
с
использованием
информационнокоммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для
дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества,
тематические интернет-порталы и другое. Обеспечивает постоянное
профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником
и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник –
наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных
наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более
человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник
и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для
постановки конкретных целей, ориентированных на определенные
краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные
усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь
поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста
становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций,
технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога
в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь
или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как
правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное
реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.

6
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого
(наставляемых)
с
наставником
более
высокого
уровня
(профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений
с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами
или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать
цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации,
полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным
опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый».
Традиционная форма наставничества – взаимодействие между более
опытным и начинающим работником в течение определенного
продолжительного времени. Как правило, проводится отбор наставника
и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные
характеристики.
Форма наставничества «учитель – учитель» – способ реализации целевой
модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической
пары «учитель-профессионал – учитель, вовлеченный в различные формы
поддержки и сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации –
учитель» способ реализации целевой модели наставничества через
организацию
взаимодействия
наставнической
пары
«руководитель
образовательной организации – учитель», нацеленную на совершенствование
образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем
образовательной
организации
посредством
создания
необходимых
организационно-педагогических,
кадровых,
методических,
психологопедагогических условий и ресурсов.
IV. Организация наставничества педагогических работников
4.1. Наставничество организуется на региональном, муниципальном
и институциональном уровнях на основании Методических рекомендаций
по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества
педагогических работников в образовательных организациях, направленными
совместным письмом Министерства просвещения Российской Федерации
от 21 декабря 2021 г. № АЗ-1128/08 и Профессионального союза работников
народного образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2021 г.
№ 657.
4.2. Организация наставничества педагогических работников на
региональном уровне.
4.2.1. Министерство образования и науки Пермского края обеспечивает

7
нормативно-правовое сопровождение внедрения и реализации наставничества
педагогических работников в образовательных организациях Пермского края.
4.2.2. Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования «Институт развития образования Пермского
края» (далее – ГАУ ДПО «ИРО ПК») оказывает содействие при внедрении
наставничества педагогических работников по вопросам:
информационно-аналитического,
научно-методического,
учебнометодического сопровождения;
реализации дополнительных профессиональных программ (повышения
квалификации) по направлению «Наставничество педагогических работников
в образовательных организациях»;
организации деятельности профессиональных сообществ педагогических
работников в рамках деятельности предметных методических объединений
(формирований).
4.2.3. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства
педагогических работников, созданный на базе ГАУ ДПО «ИРО ПК»,
выполняет
функции
регионального
координатора
по
реализации
наставничества
педагогических
работников
при
его
внедрении
в образовательных организациях Пермского края:
осуществляет организационное, информационно-аналитическое, научнометодическое,
учебно-методическое
сопровождение
по
внедрению
и реализации наставничества педагогических работников в образовательных
организациях Пермского края;
формирует систему научно-методического сопровождения освоения
программ дополнительного профессионального педагогического образования
с использованием индивидуальных образовательных маршрутов на основе
выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе
с применением сетевых форм реализации программ;
осуществляет методическое сопровождение реализации наставничества
педагогических работников на всех этапах внедрения в образовательных
организациях Пермского края;
проводит мониторинг реализации наставничества педагогических
работников;
выявляет, систематизирует и обобщает новые эффективные практики
наставничества;
реализует мероприятия (вебинары, конференции, стажировки, иное)
по внедрению наставничества и методической поддержке системы
наставничества в целом;
формирует региональный методический актив, оказывает методическую

8
и практическую помощь в проведении наставнической деятельности;
осуществляет информационно-методическую поддержку реализации
наставничества, включая создание и ведение информационного ресурса,
посвященного наставничеству педагогических работников.
4.3.
Организация
наставничества
педагогических
работников
на муниципальном уровне (далее – МОУО).
МОУО
формируют
структурированную
базу
наставников
муниципального/городского округа, оказывают методическую и практическую
помощь в проведении наставнической деятельности;
координируют методическую работу и формируют методическую
инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения
реализации наставничества педагогических работников Пермского края.
4.4.
Организация
наставничества
педагогических
работников
на институциональном уровне.
4.4.1. Наставничество организуется на основании утвержденного
руководителем образовательной организации положения о наставничестве
педагогических работников в образовательной организации в соответствии
с примерным положением о наставничестве для педагогических работников
в образовательной организации согласно приложению 1 к настоящему
Положению.
4.4.2. Педагогический работник назначается наставником с его
письменного согласия приказом руководителя образовательной организации.
4.4.3. Руководитель образовательной организации:
осуществляет общее руководство и координацию внедрения
(применения)
системы
наставничества
педагогических
работников
в образовательной организации;
издает локальные акты образовательной организации о внедрении
системы наставничества и организации наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует
отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
утверждает дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положения о наставничестве педагогических работников в образовательной
организации в соответствии с примерной дорожной картой (планом
мероприятий) по реализации Положения о наставничестве педагогических
работников в образовательной организации согласно приложению 2
к настоящему Положению;
издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей,

9
связанных с наставнической деятельностью;
способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями
по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве,
о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие
в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам
наставничества);
способствует организации условий для непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования
и распространения лучших практик наставничества педагогических
работников.
4.4.4. Куратор реализации программ наставничества:
назначается руководителем образовательной организации из числа
заместителей руководителя;
своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию
о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо
включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых;
предлагает руководителю образовательной организации для утверждения
состава школьного методического объединения наставников для утверждения
(при необходимости его создания);
разрабатывает дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических работников
в образовательной организации;
совместно
с
системным
администратором
ведет
банк
(персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе
в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета – официального
сайта образовательной организации/страницы, социальных сетей;
формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных
программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание
наиболее успешного и эффективного опыта совместно со школьным
методическим советом;
осуществляет
координацию
деятельности
по
наставничеству
с ответственными и неформальными представителями системы наставничества
Пермского края, с сетевыми педагогическими сообществами;
организует
повышение
уровня
профессионального
мастерства
наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах
с привлечением наставников из других образовательных организаций;
курирует процесс разработки и реализации персонализированных
программ наставничества;

10
организует совместно с руководителем образовательной организации
мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников
в образовательной организации;
осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации
системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности
педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации
педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет
о реализации системы наставничества, реализации персонализированных
программ наставничества педагогических работников;
фиксирует данные о количестве участников персонализированных
программ наставничества в формах статистического наблюдения (совместно
с системным администратором).
V. Кадровые условия и ресурсы образовательной организации
5.1. Подбор и формирование пар «наставник – наставляемый».
Наставников выбирают из числа:
педагогов высшей квалификационной категории, имеющих устойчивые
профессиональные
достижения
и
успехи
(победитель
различных
профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий
вебинаров и семинаров, руководитель педагогического сообщества, в том числе
в дистанционном режиме), а также педагогов, стабильно показывающих
высокое качество образования обучающихся по своему предмету вне
зависимости от контингента детей;
педагогических и руководящих работников, активно транслирующие
собственный положительный педагогический опыт в системе повышения
квалификации;
педагогов, активных участников региональных/муниципальных проектов
и/или реализующих авторские педагогические проекты.
5.2. Требования к компетенциям наставника:
знать и уметь применять в работе нормативную правовую базу
(федеральную, региональную) в сфере образования, наставнической
деятельности;
уметь «вводить в должность» (знакомить с основными должностными
обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, с правилами
внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
разрабатывать
совместно
с
наставляемым
педагогом
персонализированные программы наставничества с учетом уровня его научной,
психолого-педагогической, методической компетентности, уровня мотивации;

11
консультировать по поводу самостоятельного проведения или учебных
занятий и внеклассных мероприятий;
оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими
приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять
и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать профессиональную компетентность,
содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута;
вносить предложения о поощрении или применении мер воспитательного
и дисциплинарного воздействия;
вести
мониторинг
процесса
адаптации
и результативности
профессиональной деятельности.
5.3. Наставляемые формируются из числа:
молодых педагогов;
педагогов, приступивших к работе после длительного перерыва;
педагогов, находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень
в определенном направлении педагогической деятельности (предметная
область, воспитательная и внеурочная деятельность, дополнительное
образование, работа с родителями и пр.);
педагогов, желающих овладеть современными IT-программами,
цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями;
педагогов,
находящихся
в
состоянии
профессионального,
эмоционального выгорания;
педагогов, испытывающих другие профессиональные затруднения
(дефициты) и осознающих потребность в наставнике;
стажеров/студентов,
заключивших
договор
с
обязательством
последующего принятия на работу и/или проходящих стажировку/практику
в образовательной организации.
VI. Мотивирование и стимулирование наставнической деятельности
6.1. Нематериальные способы стимулирования:
наставническая
деятельность
учитывается
при
выдвижении
на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе
в качестве членов жюри (экспертов);
педагогическим
работникам,
осуществляющим
наставническую
деятельность, предоставляется возможность для профессионального развития
и участия в региональных фестивалях, форумах, конференциях;

12
представление
педагогических
работников,
осуществляющих
наставническую деятельность, к награждению.
6.2. Материальное стимулирование.
Образовательные
организации
определяют
размеры
выплат
стимулирующего характера за осуществление наставнической деятельности
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами
в соответствии действующим законодательством.
Способы мотивирования, стимулирования и поощрения наставнической
деятельности педагогических работников Пермского края зависят
от конкретных условий образовательной организации.
VII. Оценка результативности внедрения наставничества
педагогических работников
7.1. Ожидаемые результаты внедрения наставничества педагогических
работников:
7.1.1. Качественные показатели:
создан единый электронный банк педагогов-наставников, доступный
для взаимодействия педагогов в рамках наставнических практик вне
зависимости от их места работы и проживания – «открытое наставничество»;
проведен
мониторинг
оценки
эффективности
осуществления
персонализированных программ наставничества.
7.1.2. Количественные показатели:
ежегодно 100 % образовательных организаций Пермского края
обеспечивают наставничество педагогических работников;
созданы специальные разделы (рубрики) на официальных сайтах
образовательных организаций для размещения информации о реализации
персонифицированных программ наставничества педагогических работников:
лучшие
кейсы
персонифицированных
программ
наставничества
педагогических работников, федеральная, региональная и локальная
нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических работников,
методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
увеличена доля педагогических работников Пермского края вовлеченных
в наставничество.
7.2. Ожидаемые эффекты от внедрения наставничества педагогических
работников в системе образования Пермского края:
повышение профессионального мастерства педагогов, развитие
профессиональных инициатив и активности;
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при

13
решении новых или нестандартных задач;
построение открытой среды наставничества педагогических работников,
партнерского взаимодействия среди всех субъектов наставнической
деятельности;
сокращение
времени
на
адаптацию
молодого
педагога
в профессиональной среде;
закрепление молодых педагогов в образовательных организациях
Пермского края.

14
Приложение 1
к Положению о наставничестве
для педагогических работников
образовательных организаций
Пермского края,
осуществляющих
образовательную деятельность
по реализации основных
и дополнительных
общеобразовательных программ,
и образовательных программ
среднего профессионального
образования
Примерное положение
о наставничестве педагогических работников
в образовательной организации
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными
правовыми актами в сфере образования и наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным
за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает
новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается
предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные
затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации или учреждения
из числа ее социальных партнеров (другие организации, осуществляющие
образовательную
деятельность;
учреждения
культуры
и
спорта,
дополнительного профессионального образования, предприятия), который
отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества
через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой
находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной
деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная

15
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая
описание форм и видов наставничества, участников наставнической
деятельности, направления наставнической деятельности и перечень
мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных
затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
1.3. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному
процессу
образовательной
организации.
Решение
об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных
обязанностей
для
участия
в
мероприятиях
плана
реализации
персонализированной программы наставничества принимает руководитель
образовательной организации в исключительных случаях при условии
обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной
организации и замены их отсутствия.
II. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников
в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию
эффективной среды наставничества в образовательной организации,
способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению,
личностному и социальному развитию педагогических работников,
самореализации и закреплению молодых специалистов в педагогической
профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
содействовать созданию в образовательной организации психологически
комфортной образовательной среды наставничества, способствующей
раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала
педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной
траектории;
оказывать
помощь
в
освоении
цифровой
информационнокоммуникативной
среды,
эффективных
форматов
непрерывного
профессионального развития и методической поддержки педагогических
работников образовательной организации, региональных систем научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих
кадров;
содействовать участию в стратегических партнерских отношениях,
развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном
и внешкольном уровнях;
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов

16
в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования
современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий
путем внедрения разнообразных, в том числе сетевых и дистанционных форм
наставничества;
содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров, в том числе молодых педагогов;
оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям
осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной
организации, ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также
в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении
должностных обязанностей;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний
и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
ускорять процесс профессионального становления и развития педагога,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
развитие
их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять
возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой
должностью;
содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
соответствующего
профессионально-этическим
принципам,
а
также
требованиям, установленным законодательством;
знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы
и работы в коллективе, направленными на развитие их способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные
обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
В образовательной организации применяются разнообразные формы
наставничества
педагогических
работников
(«педагог
–
педагог»,
«руководитель образовательной организации – педагог», «работодатель –
студент педагогического вуза/колледжа», «педагог вуза/колледжа – молодой
педагог образовательной организации», «социальный партнер – педагог»).
Применение
форм
наставничества
выбирается
в зависимости от цели персонализированной программы наставничества
педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого
и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как
в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма

17
организации
наставничества
с
использованием
информационнокоммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для
дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества,
тематические интернет-порталы и другое. Обеспечивает постоянное
профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником
и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник –
наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных
наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более
человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник
и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для
постановки конкретных целей, ориентированных на определенные
краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные
усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь
поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста
становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций,
технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога
в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь
или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как
правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное
реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого
(наставляемых)
с
наставником
более
высокого
уровня
(профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений
с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами
или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать
цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации,
полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным
опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый».
Традиционная форма наставничества – взаимодействие между более
опытным и начинающим работником в течение определенного
продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника
и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные
характеристики.
Форма наставничества «учитель – учитель» – способ реализации целевой

18
модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической
пары «учитель-профессионал – учитель, вовлеченный в различные формы
поддержки и сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации –
учитель» способ реализации целевой модели наставничества через
организацию
взаимодействия
наставнической
пары
«руководитель
образовательной организации – учитель», нацеленную на совершенствование
образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем
образовательной
организации
посредством
создания
необходимых
организационно-педагогических,
кадровых,
методических,
психологопедагогических условий и ресурсов.
III. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя
образовательной организации «Об утверждении положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его
письменного согласия приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Руководитель образовательной организации:
осуществляет общее руководство и координацию внедрения системы
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
издает локальные акты образовательной организации о внедрении
системы наставничества и организации наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует
отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
утверждает дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических работников
в образовательной организации;
издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей,
связанных с наставнической деятельностью;
способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями
по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве,
о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие
в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам
наставничества);

19
способствует организации условий для непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования
и распространения лучших практик наставничества педагогических
работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
назначается руководителем образовательной организации из числа
заместителей руководителя;
своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию
о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо
включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых;
разрабатывает дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических работников
в образовательной организации;
совместно
с
системным
администратором
ведет
банк
(персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе
в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета – официального
сайта образовательной организации/страницы, социальных сетей;
формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных
программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание
наиболее успешного и эффективного опыта;
осуществляет
координацию
деятельности
по
наставничеству
с ответственными и неформальными представителями региональной системы
наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
организует
повышение
уровня
профессионального
мастерства
наставников, в том числе на семинарах, стажировочных площадках и в базовых
школах с привлечением наставников из других образовательных организаций;
курирует процесс разработки и реализации персонализированных
программ наставничества;
организует совместно с руководителем образовательной организации
мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников
в образовательной организации;
осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации
системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности
педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации
педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет
о реализации системы наставничества, реализации персонализированных
программ наставничества педагогических работников;
фиксирует данные о количестве участников персонализированных
программ наставничества в формах статистического наблюдения (совместно

20
с системным администратором).
IV. Права и обязанности наставника
4.5. Права наставника:
привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников образовательной организации с их согласия;
знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела
наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении
которого осуществляется наставничество;
осуществлять
мониторинг
профессиональной
деятельности
наставляемого.
4.6. Обязанности наставника:
руководствоваться
требованиями
законодательства
Российской
Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами
образовательной
организации
при
осуществлении
наставнической
деятельности;
находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной
организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе
наставничества (предметные кафедры, психологические службы, школа
молодого учителя, методический (педагогический) совет);
осуществлять включение молодого специалиста в общественную жизнь
коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального
кругозора, в том числе и на личном примере;
создавать условия для созидания и научного поиска, творчества
в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
содействовать укреплению и повышению уровня престижности
преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях
для молодых педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы,
конференции, форумы);
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении
или применении мер дисциплинарного воздействия;
рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных
и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.

21
V. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
систематически повышать свой профессиональный уровень;
участвовать
в
составлении
персонализированной
программы
наставничества педагогических работников;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным
с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию
персонализированных программ наставничества педагогических работников
образовательной организации.
5.2.Обязанности наставляемого:
изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные,
муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие
образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества
педагогических работников;
реализовывать мероприятия плана персонализированной программы
наставничества в установленные сроки;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной
организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией,
основные направления профессиональной деятельности, полномочия
и организацию работы в образовательной организации;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных, профессиональных обязанностей;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы
и способы качественного исполнения должностных обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе
и учебе;
учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам
работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.3. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов,
в отношении которых осуществляется наставничество
5.4.Формирование наставнических пар (групп) осуществляется
по основным критериям:
профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт

22
наставника
должны
соответствовать
запросам
наставляемого
или
наставляемых;
у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес
и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках
программы наставничества.
5.5.Сформированные на добровольной основе с непосредственным
участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых
осуществляется наставничество, пары/группы утверждаются приказом
руководителя образовательной организации.
VI. Завершение персонализированной программы наставничества
6.1. Завершение персонализированной программы наставничества
происходит в случае:
завершения плана мероприятий персонализированной программы
наставничества в полном объеме;
по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению
(по уважительным обстоятельствам);
по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения
персонализированной программы наставничества в силу различных
обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого).
6.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников.
6.3. По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых
педагогов возможно продление срока реализации персонализированной
программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана
мероприятий, формы наставничества).
VII. Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников
на сайте образовательной организации
7.1. Для размещения информации о реализации персонализированной
программы наставничества педагогических работников на официальном сайте
образовательной организации создается специальный раздел (рубрика).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных
программах наставничества педагогических работников, лучшие кейсы
персонализированных программ наставничества педагогических работников,
федеральная, региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере
наставничества педагогических работников, методические рекомендации,

23
новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических
работников в образовательной организации.
7.2. Результаты персонализированных программ наставничества
педагогических работников в образовательной организации публикуются после
их завершения.
VIII. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения
руководителем образовательной организации и действует бессрочно.
8.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и
дополнения
в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными
актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными
актами образовательной организации.

24
Приложение 2
к Положению о наставничестве
для педагогических работников
образовательных организаций
Пермского края,
осуществляющих
образовательную деятельность по
реализации основных и
дополнительных
общеобразовательных программ,
и образовательных программ
среднего профессионального
образования
Примерная дорожная карта (план мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических
работников в образовательной организации
№
п/п
1
1.

2.

3.

Наименование этапа

Содержание деятельности и
Ответственные
примерный план мероприятий
2
3
4
Подготовка условий Подготовка
и
принятие
для
реализации локальных
нормативных
системы
правовых
актов
наставничества
образовательной организации:
1.
Приказ
«Об
утверждении
положения
о системе наставничества
педагогических работников в
образовательной
организации».
2.
Приказ(ы)
о
закреплении наставнических
пар/групп на возложение
на
них
дополнительных
обязанностей, связанных с
наставнической
деятельностью.
3.
Подготовка
персонализированных
программ наставничества –
при наличии в организации
наставляемых.
Формирование банка 1.Сбор
информации
о
наставляемых
профессиональных запросах
педагогов.
2.
Формирование
банка
данных
наставляемых,
обеспечение согласий на сбор
и обработку персональных
данных.
Формирование банка
1.Проведение анкетирования

Сроки
5

25
наставников

среди
потенциальных
наставников
в
образовательной организации,
желающих принять участие
в
персонализированных
программах наставничества.
2.
Формирование
банка
данных
наставников,
обеспечение согласий на сбор
и обработку персональных
данных.
4.
Отбор и обучение
1.Анализ банка наставников и
выбор
подходящих
для
конкретной
персонализированной
программы
наставничества
педагога/группы педагогов.
2. Обучение наставников для
работы с наставляемыми:
- подготовка методических
материалов
для
сопровождения
наставнической деятельности;
- проведение консультаций,
организация обмена опытом
среди
наставников
–
«установочные
сессии»
наставников.
1. Организация
1.Формирование
и
осуществление наставнических пар/групп.
работы
2.Разработка
наставнических
персонализированных
пар/групп
программ наставничества для
каждой пары/группы.
3.Организация
психологопедагогической
поддержки
сопровождения наставляемых,
не сформировавших пару или
группу (при необходимости),
продолжение
поиска
наставника/наставников.
2. Завершение
1.Проведение
мониторинга
персонализированных качества
реализации
программ
персонализированных
наставничества
программ
наставничества
(анкетирование);
2.Проведение
школьной
конференции
или семинара.
3.Проведение
итогового
мероприятия (круглого стола)

26
по
выявлению
лучших
практик
наставничества;
пополнение
методической
копилки
педагогических
практик наставничества.
3. Информационная
Освещение
мероприятий
поддержка
системы дорожной карты
наставничества
осуществляется на всех этапах
на сайте образовательной
организации и социальных
сетях, по возможности на
муниципальном
и региональном уровнях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».